Альбом занесен в Книгу под названием: 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.
Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon (1973)
Внимание! ПОД фото альбом одним треком, для тех, у кого не воспроизводится какой-либо трек!
The Dark Side of the Moon - "Темная сторона Луны" - восьмой альбом группы Pink Floyd, выпущенный в 1973 году. Знаменит своей совершенной звукорежиссурой Алана Парсонса, использованием реальных звуков из жизни и философскими текстами - все это в дальнейшем станет неотъемлемыми атрибутами музыки Пинк Флойд. Альбом стал эпохальным событием в рок-музыке, а песни Money, Time, Us and Them не сходят с радиоэфира. Некоторые критики считают альбом межевой точкой при определении классического блюз-рока и тогда только зародившегося жанра электронной музыки.
В The Dark Side of the Moon исследуется природа человеческого опыта. Например, Speak to Me/Breathe - о рождении и детстве, On the Run с ее ускоряющимся темпом - символизирует взросление, в Time неожиданно обнаруживается, как быстро пролетает молодость, мы стареем и приближаемся к смерти. Great Gig in the Sky - мысли о религии. Money - ироничные мысли о материализме. Us and Them - об этноцентризме, разделении на "мы" и "они", где "мы" обычно всегда "правы". Brain Damage - о старости и Eclipse - о смерти. Альбом записан сплошным звучанием, единственная пауза - между The Great Gig in the Sky и Money - при перевороте виниловой пластинки.
Все четверо музыканта Пинк Флойд - гитарист Дэвид Гилмор, барабанщик Ник Мэйсон, басист и текстовик Роджер Уотерс и клавишник Ричард Райт - так или иначе участвовали в написании и производстве альбома, что практиковалось гораздо реже на последующих альбомах группы. В то же время это первый из пяти последовательно выпущенных альбомов, все тексты на которых написаны Роджером Уотерсом.
Любопытна история с названием альбома. Группа изначально планировала назвать его The Dark Side of the Moon, как вдруг обнаружила, что группа Medicine Head собралась выпустить альбом под таким же названием, только годом раньше - в 1972-м. Тогда флойды переименовали альбом в Eclipse: A Piece for Assorted Lunatics ("Затмение: пьеса для соответствующих душевнобольных"). Однако альбом группы Medicine Head прошел незамеченным, поэтому флойды решили вернуть прежнее название, под которым он и обрел мировую знаменитость.
The Dark Side of the Moon был на 1 месте в США всего неделю, зато продержался в списке 200 лучших альбомов Billboard (США) рекордный срок - 591 неделю подряд (11,4 лет), и 741 неделю (14 лет) всего до 23 апреля 1988 г. В списке самых продаваемых альбомов всех времен и народов он занимает пятое место, продано более 40 миллионов экземпляров.
ЗАПИСЬ АЛЬБОМА
The Dark Side of the Moon записывался на 16-дорожечной аппаратуре в знаменитой студии Abbey Road с июня 1972 по январь 1973. При записи использовались самые последние доступные в то время технологии для записи музыки и спецэффектов. Помимо обычных для рок-групп инструментов флойды добавили изрядную дозу звучания синтезаторов, а Алан Парсонс придумал и записал еще кучу всевозможных звуков, не принятых до того на записи музыки: помощника звукорежиссера, бегающего в студийной эхо-камере (On the Run), несметное количество старинных часов, зазвеневших одновременно и четко попавших в тональность начала песни Time, звук человеческого сердцебиения, искусно съимитированный с помощью специально оборудованного для этого барабана-бочки.
Ритмичная последовательность звуковых эффектов, записанных в Speak to Me и Money, была достигнута кропотливой работой по склеиванию записей гремящих кассовых аппаратов, звона монет, разрывания бумаги и жужжания счетных машинок на двухдорожечную петлю ленты (а позже на четырехдорожечную петлю - для квадрофонической версии альбома). Звуковое экспериментаторство в отличие от нынешних времен, когда многое можно сделать одним щелчком компьютерной мышки, требовало в те времена определенных усилий. Например, все музыканты должны были на записи одновременно угашать звук фейдерами, чтобы правильно свести замысловатые многодорожечные записи нескольких песен (например, On the Run).
Парсонс усовершенствовал также применение другой студийной техники, например метод записи "дабл-треком" вокала и гитар (позволивший Гилмору безукоризненно поймать гармонию с самим собой), эффекты фленджера и сдвигов по фазе, реверберацию и поканальное панорамирование звучания. С тех пор, аудиофилы - любители высококачественного звучания - стали тестировать аудиоаппаратуру, прослушивая на ней The Dark Side of the Moon. Даже по сегодняшним стандартам, это считается одной из высококачественнейших записей всех времен, несмотря на то, что она была смикширована с пленки третьего поколения с шумопонижением Dolby. Этот результат достигнут благодаря высокому мастерству Алана Парсонса и огромному количеству времени, которое он потратил на работу над альбомом.
Парсонс смикшировал альбом также для квадрофонического прослушивания, чтобы был эффект "прохождения по комнате". Однако он так и не довел эту работу до собственной удовлетворенности за недостатком времени и многодорожечных магнитофонов. Это сведение было выпущено Harvest Records (Q4SHVL-804) в формате SQ и пролежало в забытье около 30 лет, пока кто-то неизвестный не достал мастер-пленку с Abbey Road и выпустил в 2003 году DVD-аудио бутлег, который сейчас циркулирует в интернете. В 1975 году Парсонс написал статью "Четыре стороны Луны" для журнала Studio Sound, где он обсуждает проблемы квадрафонического микширования. Несмотря на выдающийся вклад Парсонса в успех альбома, флойды пытались приуменьшить его роль, считая, что он просто сделал свою карьеру благодаря им.
Сразу после выпуска альбома, группа отправилась в турне, во время которого модель самолета Спитфайр почти в натуральную величину "пролетала" над ареной и с пламенем разбивалась на сцене в концовке On the Run.
ГОЛОСА, РАЗГОВОРЫ
Алан Парсонс рекомендовал флойдам Клэр Торри (Clare Torry) в качестве приглашенной вокалистки. Она в то время была штатным сочинителем песен в EMI Records, но мечтала перейти в отделение вокала. Торри исполнила на альбоме свою знаменитую вокальную партию без слов в The Great Gig in the Sky. Тогда она осталась очень довольна и работой, и оплатой. Никому в голову не могло прийти тогда, какие деньги принесет этот альбом авторам. Спустя годы, в 2004 году она подала в суд на компанию EMI и Пинк Флойд, требуя свою долю авторских отчислений. Она утверждает, что сочинила The Great Gig in the Sky в соавторстве с клавишником Ричардом Райтом, но получила только разовую выплату в размере 30 фунтов стерлингов. Это кстати, двойной тариф, поскольку работа была сделана в воскресенье. Суд признал Торри правой, но условия выплат еще до конца не обговорены. Тем не менее, на концертном DVD-диске Пинк Флойд 2006 года P*U*L*S*E Терри уже упоминается как автор вокальной партии в The Great Gig in the Sky.
По всему альбому, в песнях и между ними звучат отрывки каких-то разговоров, которые с детства вызывали любопытство и казались нам такими многозначительными... Это Роджер Уотерс придумал идею взять интервью у разных людей с вопросами, касающимися центральных тем альбома, например, о сумасшествии, насилии, смерти и вставить их ответы в альбом. Участников интервью приглашали на Abbey Road, помещали в затемненную студию перед микрофоном и задавали всем одинаковые вопросы, типа:
"Боитесь ли Вы умереть?"
"Когда последний раз Вы выходили из себя? И были ли Вы вправе?"
"Что значит для Вас фраза "Темная сторона Луны"?"
Были опрошены гастрольные рабочие и менеджеры группы, любой, кто попадался в коридорах Abbey Road, в том числе швейцар, простой парень Джерри из Ирландии, Пол и Линда Маккартни и их музыканты. В альбом вошли самые спонтанные и непосредственные ответы. Ответы супругов Маккартни не включили, поскольку они были очень сдержанные. Зато гитарист Wings Генри Макколлач попал в концовку Money, где на вопрос "Почему кто-то что-то делает?", не задумываясь ответил: "Не знаю, я был пьян в то время."
"Why does anyone do anything?"
"I don't know, I was really drunk at the time!"
Гастрольный менеджер Роджер "Шляпа" Манифолд внес свой вклад в Us and Them, на фоне инструментальной сюиты в середине включены его рассуждения на тему насилия "Я думаю, они не собираются убивать тебя, так что если дать им быстрый, короткий, резкий удар, они больше не полезут..." Вот полный его текст: "I mean, they're not gunna kill ya, so if you give 'em a quick short, sharp, shock, they won't do it again. Dig it? I mean he get off lightly, 'cos I would've given him a thrashing - I only hit him once! It was only a difference of opinion, but really...I mean good manners don't cost nothing do they, eh?"
В концовке Money на вопрос "Когда последний раз Вы выходили из себя? И были ли Вы вправе?" ответы - один за другим - звучат однозначно:
"HuHuh! I was in the right!"
"Yes, absolutely in the right!"
"I certainly was in the right!"
"You was definitely in the right. That geezer was cruising for a bruising!"
"Yeah!"
Другой "роуди" - то бишь гастрольный рабочий - Крис Адамсон звучит в самом начале альбома - под сердцебиение, вероятно отвечая на вопрос о сумасшествии: "Я всегда был сумасшедшим, я знаю, я - сумасшедший, как большинство из нас... Трудно объяснить, почему ты - сумасшедший, даже если ты не сумасшедший..."
"I've been mad for fucking years, absolutely years, been over the edge for yonks, been working me buns off for bands..."
"I've always been mad, I know I've been mad, like the most of us...very hard to explain why you're mad, even if you're not mad..."
Тот же Роджер "Шляпа" рассуждает в On the Run: "Сегодня ты живой, а завтра тебя нету, ха-ха-ха!"
"Live for today, gone tomorrow, that's me, HaHaHaaaaaa!"
Знаменитый смех в Speak to Me и Brain Damage исполняет главный гастрольный менеджер Питер Уоттс (кстати, отец знаменитой актрисы Наоми Уоттс), а его жена Мифанви говорит в The Great Gig in the Sky: "Я никогда не говорила, что боюсь умереть." "I never said I was frightened of dying."
Замечательны рассуждения ирландца Джерри, тогдашнего швейцара Abbey Road. В The Great Gig in the Sky о смерти: "И я не боюсь умереть, в любое время. Почему я должен бояться умереть? Для этого нет причины, ты должен когда-нибудь уйти." "And I am not frightened of dying, any time will do, I don't mind. Why should I be frightened of dying? There's no reason for it, you've gotta go sometime."
Ему же принадлежит веская фраза, завершающая альбом под звук сердцебиения:
"Нету никакой темной стороны Луны. На самом деле, она вся темная."
"There is no dark side of the moon really. Matter of fact it's all dark."
ОБЛОЖКА
Дизайн придумали давние друзья Пинк Флойд Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл, представляющие собой арт-дизайн группу Hipgnosis, которым флойды еще в 1968 году заказывали обложку для своего второго альбома A Saucerful of Secrets. Они предложили поместить на черном фоне внешней стороны обложки призму, которая напоминает об изобретательности группы при пользовании освещением на сцене. Треугольность символизирует безумные амбиции. Общая аскетичность оформления была предложена по просьбе Ричарда Райта создать что-нибудь не столько картинное, сколько иконографичное. Джордж Харди нарисовал эту знаменитую призму. Hipgnosis предложил группе на выбор несколько вариантов. По словам Торгерсона: "Совещание продолжалось не более трех секунд: именно столько времени понадобилось флойдам, чтобы бросить взгляд на эскизы, посмотреть друг на друга и сказать: "Вот этот", после чего музыканты покинули комнату".
С тех пор эта призма стала главным символом Pink Floyd. Наверняка многие из фанов группы, пройди мимо них на улице клавишник Рик Райт или ударник Ник Мэйсон, не узнали бы их, но покажи им эту призму, и любой скажет: "Это Пинк Флойд!"
Дизайн внутреннего разворота обложки с изображением кардиограммы, перекликающийся с сердцебиением во вступлении и в коде альбома, был предложен Роджером Уотерсом. Все рисунки на конверте и на наклейках сделал Джордж Харди.
Hipgnosis предложили выпустить альбом в виде обложки-разворота с вставками двух постеров: один - для фанов (фотографии флойдов), другой - для искусства (фото египетских пирамид в Гизе), а также с двумя стикерами - "День" и "Ночь". И поместить все это в подарочную картонную коробку. EMI согласилась на все, кроме коробки, посчитав это излишними затратами. Фотографию египетских пирамид для плаката Сторм Торгерсон сделал около 2 часов ночи в инфракрасном свете, чтобы съимитировать "лунный" пейзаж.
Плакаты (постеры) в американском и британском изданиях отличаются друг от друга. Плакат с пирамидами в британском варианте имеет голубой цвет, три пирамиды крупным планом занимают всё пространство плаката. В американском варианте этот плакат имеет зелёный цвет и изображает довольно обширный пейзаж, напоминающий лунную поверхность, где три пирамиды сняты на отдалённом расстоянии. Плакат с фотографиями музыкантов Пинк Флойд в британском варианте размещён горизонтально (ориентация "пейзаж"), а в американском — вертикально (ориентация "портрет"), и фотографии музыкантов у них отличаются.
Журнал Rolling Stone в 1991 году поместил обложку The Dark Side of the Moon на 35-е место в своем списке 100 лучших альбомных обложек всех времен, а американский телеканал VH1 в 2003-м поставил ее на 4-е место в своем списке 50 самых-самых.
---------------------------------------—
СОСТАВ:
David Gilmour – lead vocals, guitar, VCS 3 synthesiser
Roger Waters – bass guitar, vocals, VCS 3 synthesiser, tape effects
Richard Wright – keyboards, vocals, VCS 3 synthesiser
Nick Mason – percussion, tape effects
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Dick Parry – saxophone on "Us and Them" and "Money"
Clare Torry – vocals on "The Great Gig in the Sky"
Doris Troy – backing vocals
Lesley Duncan – backing vocals
Liza Strike – backing vocals
Barry St. John – backing vocals
ПРОИЗВОДСТВО:
Produced by Pink Floyd
Engineer: Alan Parsons
Assistant Engineer: Peter James (incorrectly identified as "Peter Jones" on first US pressings of the LP)
Mix Supervisor: Chris Thomas
Sleeve Design: Hipgnosis
Sleeve & Stickers Artwork: George Hardie
Infrared Photograph of The Great Pyramids of Giza in Egypt by Aubrey Powell and Storm Thorgerson